Чингиз Велиев: Украина подаёт Турции дурной пример для переговоров с Азербайджаном

Интервью с независимым азербайджанским экспертом в топливно-энергетической сфере, кандидатом технических наук Чингизом Велиевым.

ИА REGNUM Новости: Господин Велиев, не снизит ли, по-вашему, наблюдающееся в последние месяцы сближение Азербайджана с Россией, интерес первого к реализации проекта NABUCCO?

Давайте сразу проведем черту: NABUCCO по сей день остается виртуальным проектом и отражает намерения входящих в него сторон предоставить свою территорию для транзита природного газа из неопределенной ресурсной базы. Если не считать явно обделенного заокеанской любовью Ирана, Азербайджан — единственная страна, выразившая готовность поставлять газ в случае реализации этого проекта. Что же касается отношений азербайджанской госнефтекомпании SOCAR с российским «Газпромом», то речь идет о конкретных и могущих возрасти в перспективе объемах поставок газа по, заметьте, реально существующему газопроводу.

Следует заметить, что «голубое топливо», добываемое на стадии 1 проекта «Шахдениз» уже распределено между Азербайджаном, Грузией и Турцией. А газ, который Баку предлагал европейским потребителям, еще только предстоит добыть в рамках стадии 2 того же проекта, санкции на начало которой с азербайджанской стороны до сих пор нет, поскольку нет ни одного контракта на закупку.

Остается добавить, что звучавшие в разное время в Азербайджане заявления об отношении к проекту NABUCCO, на мой взгляд, были излишне политизированы и носили неоднозначный, а местами и противоречивый характер. К примеру, уже на фоне отмеченного вами сближения Баку с Москвой и после достижения договоренности между «Газпромом» и SOCAR о поставках азербайджанского газа в Россию, замминистра промышленности и энергетики АР Гюльмамед Джавадов на 19-м экономическом форуме в польском городе Криница заявил: «Мы участвуем во всех конференциях по NABUCCO и готовы его активно поддерживать, и никогда не будем препятствовать прокладыванию трубопровода в обход России».

Как следует из недавно сделанного заявления главы SOCAR Ровнага Абдуллаева, начало реализации стадии 2 проекта «Шахдениз» отодвигается с 2013-2014 на 2015-2016 гг. Принимая во внимание этот факт, имеющиеся на Южном Кавказе риски и сказанное выше, мне трудно комментировать, в какую сторону может развернуться вектор интереса Азербайджана к NABUCCO, и будет ли последний реализован вообще.

ИА REGNUM Новости: Некоторые эксперты считают излишне политизированным не NABUCCO, а реализуемый Россией проект «Южный поток»

Единица измерения политизации того или иного проекта до сих пор не придумана. Естественно, что есть разные взгляды и оценки, и все они имеют право на существование. Мне кажется, что «Южный поток» нельзя рассматривать в отрыве от «Северного потока», на пути реализации которого также сняты все проблемы. Россия как бы охватывает Евросоюз «энергоклещами» и последовательно решает целый ряд стратегических задач.

Во-первых, она закрепляет за собой перспективные газовые рынки стран Восточной и Южной Европы. Во-вторых, лишает любое руководство Украины качества важного транзитного узла для энергобезопасности ЕС. При этом «нэзалэжная» остается заложницей своей неэффективной энергоемкой экономики, второй среди стран Европы по объемам потребления газа со всеми вытекающими отсюда политическими и прочими последствиями. В-третьих, увеличение по требованию акционеров пропускной способности «Южного потока» до 63 миллиардов кубометров наряду с уже действующим проектом «Голубой поток» (мощностью 16 млрд куб. м), как бы отсекает регион Центральной Азии от газовых рынков Европы. В-четвертых, затрудняет реализацию Азербайджаном декларируемого им курса на реализацию своих углеводородных ресурсов на европейских рынках.

ИА REGNUM Новости: Используются ли перечисленные вами факторы Анкарой на трудно идущих переговорах с Баку по определению стоимости азербайджанского газа для Турции и тарифов на его транзит в третьи страны?

Безусловно. Хотя в Баку это широко не афишируется, Азербайджан ощущает давление аналогичное тому, которая пока испытывает Россия со стороны Украины. Дурным примером для Турции служит повышение Украиной тарифов за транзит российского газа, которые «Газпром», кстати, согласился оплачивать. Это позволяет главе Министерства энергетики и природных ресурсов Турции Танеру Йылдызу заявлять: если «Газпром» готов уплачивать 2,6 доллара за прокачку тысячи кубометров газа на 100 километров, то почему Азербайджану не платить более низкий тариф $2,36. Но Анкара намеренно не принимает во внимание как несопоставимые с российскими объемы предполагаемого транзита азербайджанского газа, так и его транспортировку не по магистральному трубопроводу, которого у Турции сегодня нет, а по её внутренним газовым сетям.

Кстати, в этих трудных переговорах почему-то затушевывается роль непомерно амбициозной Грузии — другого стратегически привлекательного партнера Азербайджана. Мне кажется, что последним до SOKAR, кто находил на территории нынешней Грузии что-то привлекательное, был Ясон со своими аргонавтами. Но поскольку за удовольствие надо платить, то азербайджанской нефтегазовой команде придется преодолеть не меньше препятствий, чем героям древнегреческого мифа. В нашем случае трудности SOCAR будут заключаться в неодолимом желании Грузии решить все свои энергетические проблемы за счет транзита азербайджанских углеводородов.

Возвращаясь к Турции, напомню, что еще одним средством её давления выступает используемая всего на треть мощность действующего Южнокавказского трубопровода (ЮКТ). Такая «стрельба из пушки по воробьям» делает окупаемость ЮКТ весьма сомнительной. Вкупе с ценами и тарифами на транзит азербайджанского газа Анкара как бы перекладывает последнюю целиком на плечи Баку.

ИА REGNUM Новости: Несмотря на то, что турецкая и азербайджанская стороны периодически заявляют о скором и успешном завершении переговоров, они длятся уже более 1,5 лет и конца вроде бы не видно

Любые переговоры рано или поздно завершаются, но насколько они успешны для задействованных сторон, можно судить лишь по достигнутым результатам. На мой взгляд, в данном случае временной фактор не играет на руку Азербайджану, так как удаляет наше государство от привлечения инвестиций в размере $22 млрд., предусмотренных в рамках стадии 2 проекта «Шахдениз». Турция до сих пор платит за получаемый ею из Азербайджана газ из расчета $120 за 1000 куб.м., хотя с апреля прошлого года цена должна была существенно измениться. А ведь в условиях, когда внешнеторговый оборот Азербайджана по итогам трех кварталов нынешнего года сократился на 67,5%, дополнительные валютные ресурсы могли бы весьма пригодиться бюджету республики. Тем более, что Азербайджан готов предоставить дружественной Турции газ по льготной цене, значительно отличающейся от среднеевропейских.

ИА REGNUM Новости: А как воспринимают турецко-азербайджанский «переговорный сериал» в международном консорциуме проекта «Шахдениз»?

Похоже, в их рядах ширится недовольство, так как на именно азербайджанскую сторону возлагалось решение проблем экспорта добываемого консорциумом газа. Сперва французская TOTAL, а за ней американская Exxon Mobil и даже британская BP заявили о необходимости поиска путей продажи газа, альтернативных турецкому. На стадии 2 проекта «Шахдениз» в качестве альтернативы могут выступить только Россия и Иран. Тем более, что первая высказала готовность закупать ежегодно до 20 млрд куб.м азербайджанского газа. Эти объемы в конечном итоге могут попасть в Европу, но уже по «Южному потоку», и в ту же Турцию — по «Голубому потоку». Транзитируемый и реализуемый газ всего лишь метан, который, в отличие от нефти, идентифицировать трудно.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1229929.html

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *