Газовая ОПЕК показала зубы. Алжир призвал сократить экспорт газа, чтобы остановить падение цен, но теперь газовый картель для Москвы – предприятие невыгодное

Изменение ситуации на газовом рынке, где традиционные поставщики теряют прибыли под давлением более низких цен на сжиженный природный газ (СПГ), требует немедленной реакции. Как заявил в среду глава алжирского Министерства энергетики и шахт Шакиб Хелиль, все, что необходимо сделать для остановки падения мировых цен, «это несколько уменьшить добычу газа». Эксперты считают, что призыв, направленный экспортерам СПГ, а также России и Норвегии, скорее всего пока останется без ответа, так как ситуация не настолько критична, чтобы связанные долгосрочными контрактами производители снизили объемы поставок, пишет Независимая газета.

«Необходимо восстановить баланс спроса и предложения на мировом газовом рынке, следует сократить объемы поставок газа», – заявил вчера на сессии стран – экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене алжирский министр энергетики Шакиб Хелиль, обращаясь к участникам Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ). По его словам, на мировом газовом рынке происходит кардинальное изменение в системе ценообразования. Страны-потребители все чаще отказываются от долгосрочных контрактов на поставки газа, цена которого определяется мировыми ценами на нефть. Вместо этого они закупают сейчас СПГ на бурно развивающемся спотовом рынке, который пока отличается более низкими ценами. Этот факт, передает Прайм-ТАСС со ссылкой на алжирского министра, является следствием двух тенденций: падения потребления природного газа в мировой экономике в связи с нынешним кризисом и значительным увеличением в последние два года объемов производства в мире сжиженного газа.

Как полагают специалисты лондонского Сити, таким образом Алжир, который будет принимать 19 апреля заседание ФСЭГ, требует усилить координацию действий между его ведущими членами. Напомним, что постоянными членами форума наряду с Алжиром являются Россия, Катар, Египет, Венесуэла, Нигерия, Ливия, Иран, Боливия, Экваториальная Гвинея, Тринидад и Тобаго.

Между тем новые технологии добычи и рост мирового предложения газа подрывают позиции России на мировом газовом рынке. В прошлом году впервые за шесть лет США обогнали Россию по уровню производства газа за счет его добычи из сланцевых отложений – 620 млрд. куб. м в США против 582 млрд. куб. м в России. При этом доля сланцевого газа в американской добыче составила 10%, и со временем она будет только расти. Перед «Газпромом» всерьез встала опасность потери рынка: если Штаты будут наращивать собственное производство газа, импортное сырье им будет ни к чему, тогда как российская монополия рассчитывала занять до 10% американского рынка.

В этой связи партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что, согласно последним данным Международного энергетического агентства (МЭА), превышение предложения СПГ над спросом составляет около 30%. «Естественно, что на треть сокращать его производство никто не будет. Напротив, вводятся в строй новые мощности, – отмечает эксперт. – Так что заявление Хелиля – это просто констатация того факта, что сегодня более дорогой трубный газ отступает под натиском более дешевого сжиженного». И на российское одобрение предложений сократить поставки рассчитывать не стоит. К тому же, как напоминает Куртихин, в среду состоялось заседание Совета безопасности РФ, одной из тем на котором было недопущение препятствий для экспорта углеводородов. «У России совершенно особое положение, – продолжает он. – Как показал опыт в общении с ОПЕК, на все просьбы наши нефтяники отвечали согласием, но на практике не сокращали, а только наращивали добычу. То же самое будет и с газом: «Газпрому» чрезвычайно дорог его традиционный европейский рынок, поскольку все перспективы американского перед ним закрылись, да и будущее на азиатском рынке тоже сегодня под вопросом. Поэтому искусственно сокращать добычу и тем более поставки в Европу никто не собирается».

В свою очередь, руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров считает, что призыв алжирского министра, по сути, направлен в пустоту. «Не будем забывать, что он еще и представитель ОПЕК, которая даже внутри себя не может добиться ограничения добычи, – отмечает он. – То же самое будет и с газом, к тому же сегодня ситуация не выглядит критической. Все поставщики имеют возможность работать с положительной рентабельностью – кто-то, как Алжир, – с большей, кто-то, как «Газпром», – с меньшей. К тому же все игроки прогнозируют подъем цен – с нынешних 165 долларов до 207–210 долларов за тысячу кубометров». Все понимают, продолжает Александров, что никаких реальных последствий для рынка это заявление иметь не будет. Вот если бы об этом заявила Москва, тогда бы случился настоящий взрыв и вал обвинений в имперских амбициях и т.п.

В нынешней ситуации роль России на форуме экспортеров газа выглядит весьма странно. Именно Москва стояла у колыбели «газовой ОПЕК», рассчитывая на то, что форум экспортеров превратится в подобие картеля. При этом еще несколько лет назад в Москве надеялись, что цена трубного газа будет определяться по цене СПГ, который тогда был намного дороже трубного, напоминает Крутихин. «А теперь выясняется, что сжиженный газ стоит дешевле и подгонять под него цены трубного – в ущерб себе, – поясняет он. – Были моменты, когда цена СПГ, причем уже регазифицированного, снижалась в Англии до 75 долларов за тысячу кубометров, тогда как российский трубный газ поставлялся в это время по 230–240 долларов. Сейчас цены выросли до уровня в 100–110 и 200 долларов соответственно». Так что теперь газовый картель для Москвы – предприятие невыгодное.

Ранее к  конструктивному использованию Газовой ОПЕК  призывал председатель совета Союза нефтегазопромышленников России  Ю.Шафраник, выдвигая тезис о том, что «Газовая ОПЕК нужна в первую очередь для того, чтобы разрешить конфликт между производителями и потребителями газа«.

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *