«Asia Times»: Нефтегазовая стратегия Китая становится все изощреннее. Особенно в Туркмении. Китайская национальная нефтегазовая корпорация усиливает связи с Туркменистаном

Монреаль. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) объявила об открытии еще одного месторождения газа на правом берегу реки Амударья в Туркменистане, которое насчитывает примерно 100 млрд. кубометров газа.
Тем временем президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов открыл новую компрессорную станции на месторождениях Бактыярлык, где, по подсчетам китайских инженеров, содержится 1,6 трлн. кубометров природного газа.
Газ с этого месторождения заполняет трубопровод «Туркменистан-Китай», который пересекает Узбекистан и Казахстан и был открыт в декабре 2009 года, пропускная способность которого к 2015 году достигнет 40 млрд. кубометров ежегодно. Некоторая часть этого объема потребляется южным Казахстаном.
В июне этого года Ашгабат и Пекин пришли к соглашению об увеличении объема туркменского экспорта в Китай: новая компрессорная станция, в конце концов, повысит существующую способность с 6 млрд. кубометров в год до 22 млрд. кубометров в год.
Это событие является лишь одним из продолжающейся серии событий, свидетельствующих об энергетической переориентации Туркменистана от России. Таким образом, серии встреч среди глав правительств в рамках встречи Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в прошлом месяце продолжились с целью ускорить движение в сторону реализации проекта строительства газопровода «Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия» (ТАПИ).
Сообщения в индийской прессе за последний месяц указывают на то, что Нью-Дели активно продолжает выражать свой интерес к этому проекту. Самым интересным является сообщение о том, что четыре партнера ищут международную компанию для детального обсуждения большой сделки, с планами на строительство. О названии или даже принадлежности этой компании к какой-либо стране открыто не говорилось.
Бердымухамедов начал рекламировать ТАПИ в качестве важного инструмента для экономического восстановления Афганистана, и он активизировал усилия на дипломатическом уровне, чтобы дать проекту определенную форму многостороннего соглашения. Даст бог, этот документ может быть одобрен к началу следующего года. Это могло бы стать знаменательным событием, но только первым шагом на долгом пути.
Между тем Китай продолжил оказывать магнитное притяжение российских энергоресурсов, открыв нефтепровод «Сковродино-Дацин». Всем этим объясняется соглашение, достигнутое в середине февраля 2009 года, по которому Китай одолжил России 25 млрд. долларов США взамен на строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» от Сковородино (Восточная Сибирь) до китайской границы.
С ответвлением трубопровода на китайской стороне границы в городе Дацин, введение в эксплуатацию трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» для осуществления экспорта в Китай демонстрирует, что две страны намерены сотрудничать по геоэкономическим вопросам, несмотря на тактические разногласия по поводу воплощения соглашений в других областях.
По нефтепроводу «Сковородино-Дацин» на протяжении 20 лет в Китай будет поступать 300 тысяч баррелей нефти в день. Ради сравнения, это намного меньше, чем одна треть запланированной пропускной способности трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» из Азербайджана через Грузию и Турцию в восточное Средиземноморье.
Хотя стратегическое сотрудничество между двумя странами переступает энергетический сектор, тем не менее, газета «Australian» отметила: «Движущей силой улучшения связей…является совпадение энергетических интересов». Действительно, только в прошлом месяце Россия договорилась о сроках китайской ссуды в 6 млрд. долларов США взамен на экспорт угля за последующие 25 лет.
Наряду с этим проект газопровода между двумя азиатскими гигантами остается только на бумаге. «Газпром» и КННК в октябре 2004 года подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, и в то же время на уровне глав государств был подписан меморандум о взаимопонимания для развития двух газопроводов.
В 2007 году Россия создала программу «Восточный газ» в качестве государственной программы по объединению газового производства и экспортной деятельности, однако так называемый трубопровод «Алтай газ» не был включен на веб-сайт газового монополиста «Газпром», которому Министерством промышленности и энергетики было поручено реализовать эту программу.
Так и не произошло подписания контракта вице-премьер-министром Игорем Сечиным, которое прогнозировалось в середине 2010 года. Ценовая схема остается главным камнем преткновения: Россия хочет связать стоимость нефти и газа, как она делает это для Европы, однако Китай хочет платить меньшую стоимость. Причем Пекин не предлагает льготных ссуд взамен на нефть, так как он это сделал в связи со строительством трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан».

Роберт М. Катлер «Asia Times»

Источник — Zpress.kg

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *