Удержит ли Туркмения суверенитет над своими ресурсами?

На фоне достаточно большого объема информационных и аналитических материалов практически о всех странах постсоветского пространства Туркмения выглядит неким белым пятном. Последний всплек интереса к стране — одному из крупнейших производителей газа в мире — пришелся на конец 2006 — начало 2007 годов и был связан со смертью Сапармурата Ниязова — бессменного лидера Туркмении. Сапармурат Ниязов скончался 1 декабря 2008 года от остановки сердца. Об этом для www.regnum.ru пишет эксперт Иннокентий Адясов.

Несмотря на ожидание многих аналитиков, до следующих выборов исполняющим обязанности президента был назначен ране мало кому известный за пределами страны заместитель председателя правительства республики Гурбангулы Бердымухаммедов. 11 февраля 2007 года с 89% голосов избирателей он победил на президентских выборах. В России и на Западе с приходом к власти нового туркменского лидера связывали надежды на большую открытость страны. Действительно Бердымухаммедов разрешил в стране интернет, вернулся к традиционной системе образования, серьезно расширил географию политических контактов своей страны. В Туркменистане интенсивно идет процесс отказа от культа личности Сапармурата Ниязова.

С 28 февраля 2007 года местные газеты сменили на первых полосах портрет Сапармурата Ниязова на фотографию нового президента Гурбангулы Бердымухаммедова. Ранее портрет сопровождался цитатой из книги Ниязова «Рухнама». В январе 2009 года из названий туркменских газет и журналов исчезли имена Ниязова. В Ашхабаде демонтированы практически все памятники первому президенту Туркмении. Бердымухаммедов особую ставку сделал на интенсификация отношений с ЕС. Брюссель, в свою очередь, пытается добиться от Ашхабада гарантий заполнения планируемого газопровода NABUCCO туркменским газом. Кроме того, Европейский Союз в лице регионального координатора программы мониторинга Европейского Союза для стран Центральной Азии Брайана Моргана предложил Туркмении трехгодичную программу в области прав человека.

Проект Европейской комиссии, Программы развития ООН и Управления Верховного комиссара по правам человека под названием «Укрепление потенциала Туркменистана в содействии и защите прав человека» «предусматривает проведение ряда мероприятий, нацеленных на развитие конструктивного диалога с международными организациями по дальнейшему совершенствованию социально-правовой системы в области прав человека, а также организацию тематических международных форумов, тренингов, ознакомительных визитов».

В отношение возможного подключения к NABUCCO Ашхабад старается сохранить свободу маневра. Не отвергая идею газопровода в принципе, Туркмения старается обеспечить себе максимально выгодные условия продажи голубого топлива. После распада СССР нет точных данных о потенциальных и разведанных запасах природного газа в Туркмении. По понятным причинам Ашхабад заинтересован в их завышении. По экспертным оценкам, страна располагает подтвержденными запасами от 15-20 трлн. кубометров. Официальный Ашхабад пытается убедить инвесторов, что газа и нефти в стране более чем достаточно, однако за пределами страны эти заявления подвергаются сомнениям.

Остается крайне неясной ситуация с крупнейшим в Туркмении газовым месторождением Довлетабад, считающимся ресурсной базой для поставок в страны бывшего СССР, а также для наполнения «виртуального газопровода» через Афганистан в Пакистан. В ноябре 2006 года Сапармурат Ниязов убеждал представителей западных газовых компаний, что разведанные туркменскими геологами запасы газового месторождения Южный Иолотань составляют 7 трлн. кубометров, что превышает запасы российского Штокмановского месторождения. Позднее уже новый президент заявил об открытии гигантского месторождения Осман (расположено в Марыйской области, в юго-восточной части страны, в 50 км от областного центра Мары вблизи города Иолотань). Бердымухамедов так описал газовую стратегию Туркмении: «В силу объективных причин вопросы энергетического сотрудничества для Туркменистана имеют особую значимость. Здесь стратегическим приоритетом для нас является диверсификация энергетических потоков, создание новой, многовариантной трубопроводной инфраструктуры». Ашхабад стал интенсивно искать новые рынки сбыта после резкого сокращения поставок природного газа в Россию, когда «Газпром» отказался покупать у Ашхабада топливо, обосновав этот шаг слишком высокой его стоимостью. До начала 2009 года около 90 процентов газового экспорта Туркмении приходилось на Россию.

В начале января 2010 года президенты Ирана и Туркмении официально открыли новый газопровод, соединивший две страны. Газопровод Довлетабад-Серахс-Хангеран стал вторым путем поставки туркменский газ в Иран. Его протяженность составляет 30,5 километра. По слова президента Ирана Ахмадинеджада, запуск газопровода позволит вывести туркменский газ не только на рынок Ирана, но далее в регион Персидского залива. В свою очередь, Бердымухамедов подчеркнул, что успешное завершение строительства показало «возможности стран в реализации сложных в научно-техническом отношении проектов». Возведение газопровода поможет почти удвоить экспорт туркменского газа в Иран — с нынешних 8 миллиардов кубометров в год до 14 миллиардов. В будущем планируется, что оборот достигнет 20 миллиардов кубометров. Обе страны объединяет и то, что они в той или иной мере выступают изгоями на Западе. Такая изоляция стала своеобразным объединяющим моментом в сближении Ирана и Туркмении.

В то же время Ашхабад серьезно опасается усиления роли Тегерана во внутренней политике страны. Сейчас, конечно, Иран не проводит открытую политику «экспорта исламской революции», как это было в начале и середине 1980-х годов. Кроме того, большинство туркменов — сунниты, а иранская экспансия распространяется в основном на страны с большим шиитским населением. Однако роль младшего партнера в антизападной политике Ирана вряд ли устроит Бердымухаммедова.

В то же время Иран имеет все возможности для серьезной дестабилизации внутриполитической ситуации в Туркмении. Туркменская сторона предлагает своим западным партнерам закупать газ непосредственно у границы, не желая вкладываться в строительство новых газопроводов через Каспий. Вообще идее Транскаспийского газопровода скоро будет десять лет. Этот проект позволил бы поставлять туркменское голубое топливо в Европу через систему трубопроводов Баку-Тбилиси-Эрзерум. Однако этот проект сейчас маловероятен в первую очередь из-за непростых отношений Ашхабада и Баку.

Туркмения и Азербайджан оспаривают ряд месторождений на Каспии: Кяпаз, Чираг и Азери (Сердар, Осман и Хазар — в туркменской топонимике соответственно). Спор длится уже несколько лет. В последнее время Ашхабад стал заявлять о намерении передать рассмотрение спора в Международный арбитражный суд. В то же время Ашхабад начал экспортировать туркменскую нефть в порт Джейхан по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. SOCAR Trading (дочерняя компания Госнефтекомпании Азербайджана) подписала соглашения с Dragon Oil и другими компаниями Туркменистана о транспортировке туркменской нефти посредством БТД в порт Джейхан. Объем транспортировки составляет около 200 тыс. тонн в месяц.

Основной предмет спора между Азербайджаном и Туркменией — месторождение Сердар (Кяпаз), содержащее до 50 млн. тонн нефти. Выступая 30 августа на заседании Государственного совета безопасности, президент Туркмении Бердымухамедов заявил о планах к 2015 г. построить на Каспии военно-морскую базу, создать систему локационного и оптического контроля морской акватории, а также закупить современные скоростные патрульные катера и два корабля, вооруженные ракетами. Сейчас Ашхабад активно ищет партнеров, готовых помочь ему в модернизации военно-морских сил страны. Предварительное согласие уже получено от США и ЕС. Желание Туркмении получить западную военную помощь не может не тревожить Россию, поскольку может привести к активной милитаризации Каспия и появлению внешних игроков.

В 2009 году впервые после распада СССР Туркмения стала активно закупать вооружения в России. Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов в апреле 2010 года по итогам военно-тактических учений Galkan-2010 (Щит-2010) отмечал, что в последние годы в войска поступили новые образцы военной техники и вооружения, в частности, танки Т-90, боевые машины пехоты БМП-3, зенитно-ракетный комплекс «Печора-2М». реактивная система залпового огня «Смерч». Всего Ашхабад, в соответствии с подписанным в 2008 году контрактом, получит шесть комплексов «Смерч». Чуть ранее, в конце 2009 года военно-морские силы Туркмении получили два патрульных катера «Соболь» производства ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» (Санкт-Петербург). В 2008 г. Россия передала ВМС Туркмении по договору долгосрочной аренды ракетный катер типа «Молния». Примечательно, что ранее основным партнером Ашхабада в военно-техническом сотрудничестве на постсоветском пространстве была Украина, которая таким образом рассчитывалась за поставки туркменского газа.

Вопрос раздела Каспия — сейчас основной для внешней политики Туркмении. Как известно, есть два подхода к вопросу раздела Каспия. Россия предлагает не признавать Каспий морем, так как в этом случае на него будут распространяться конвенции ООН по континентальному шельфу (1958) и морскому праву (1982). В результате за пределами 12-мильных территориальных вод любое государство, не имеющее выхода к Каспию, получит возможность осуществлять судоходство, полеты, добычу углеводородов, прокладку нефте- и газопроводов.

Россия предлагает не делить толщу воды, оставив еще общей, а в целях регулирования недропользования разделить дно по принципу срединной линии. Это позволит сохранить свободу судоходства и обеспечить рациональную эксплуатацию биоресурсов. Кроме того, Россия предлагает установить 15-мильные зоны национальной юрисдикции, однако ни они, ни исключительные экономические зоны не будут иметь статуса государственных границ.

Иран видит решение проблемы по-другому: он предлагает разделить Каспий на пять равных частей по 20 процентов каждой стране. В таком случае в иранский сектор должна отойти часть территории Каспия, сейчас закрепленная за Азербайджаном и Туркменией.

В 2003 г. Россия, Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о частичном разделе Каспийского моря по принципу срединной линии, что позволило начать промышленную разработку нефтегазовых ресурсов. Однако и тогда, и сейчас Туркмения отказывается присоединиться к этому соглашению из-за спора с Азербайджаном. Как видно, позиция Ашхабада по разделу Каспия сейчас далеко не самая выгодная.

В экономической сфере Туркменистан сейчас особую ставку делает на развитие отношений с Китаем. С пуском газопровода из Туркмении через территорию Узбекистана и Казахстана в Китай российский «Газпром»потерял монополию на поставки туркменского голубого топлива на внешние рынки. Протяженность газопровода в Китай составляет семь тысяч километров и в соответствии с договоренностями Туркменистан в течение 30 лет будет поставлять в Китай 30 миллиардов кубических метров газа ежегодно. Эксперты заявляют о наличии технической возможности увеличения экспорта по этой линии до 40-45 миллиардов кубометров в год.

Несмотря на интенсификацию отношений с ЕС и Китаем, Ашхабад не может позволить себе полного разрыва с Россией и заявить об окончательном выходе из СНГ. Как известно, с 2005 года Туркменистан — ассоциированный член Содружества. Тогда Сапурмурат Ниязов объяснил такой шаг приоритетностью для Ашхабада двусторонних отношений. Тем не менее, нынешний президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов принимает участие во всех саммитах СНГ, как формальных, так и неформальных. Весьма вероятно, что и укрепление отношений с Москвой сейчас необходимо туркменскому лидеру из-за возросшей активности ваххабитов внутри страны (стоит напомнить, что протяженность афгано-туркменской границы составляет 860 километров) и усиления клановой борьбы внутри туркменского руководства.

При описании ситуации вокруг Туркмении невозможно не сказать о позиции США. Победой американской дипломатии можно считать фактическое замораживание строительства к 2014 году Прикаспийского газопровода (ПКГ) мощностью до 40 млрд. кубометров в год. Предполагалось, что участниками проекта ПКГ станут Россия, Казхастан и Туркмения.

Достаточно интенсивно идет процесс усиления американского военного присутствия, несмотря на «вечный нейтралитет», в Туркмении. Еще в 2008 году Бердымухамедов дал согласие на открытие в Туркмении тренировочных лагерей для подготовки миротворческих сил стран НАТО, а также размещение складов и тыловых баз для снабжения войск альянса, действующих в Афганистане. В НАТО уделяют большое внимание «туркменскому маршруту», поскольку по нему блок может доставлять грузы на афганскую территорию в обход России — из Турции через Грузию и Азербайджан, далее паромом через Каспийское море на туркменское побережье, а затем через Кушку на афганскую территорию. Авиация НАТО получила возможность пользоваться крупнейшим в Центральной Азии военным аэродромом Мары.

Весьма вероятно, что в случае резкого обострения ситуации вокруг Туркменистана (начало боевых действий против Ирана, резкое ухудшение ситуации в Афганистане) Вашингтон под лозунгом «борьбы с угрозой агрессии Ирана» (»недопущения расширения влияния талибов», »обеспечения свободы транзита энергоносителей» и др.) выступит модератором процесса ввода «международных миротворцев » в Туркмению. После ввода »миротворцев» неизбежно встанет вопрос о »демократизации» существующего режима в стране, что приведет к отстранению от власти Гурбангулы Бердымухаммедова.

Становится ясно, что Ашхабаду для сохранения суверенитета над своими ресурсами придется приложить немалые усилия и реально учитывать интересы всех основных игроков в регионе.

Источник: «Нефть России»