Проблемы формирования образа России как мировой энергетической державы

В последнее десятилетие с особой актуальностью обозначилась проблема формирования образа России в процессе взаимодействия государств на международной арене. Результаты некоторых социологических исследований подчеркивают расхождение восприятия образа России как сверхдержавы внутри страны и за рубежом. Это наглядно иллюстрирует тот факт, что восприятие государства далеко не всегда осуществляется в соответствии с созданным им имиджем, а направляется образом, сформировавшимся у других участников политической среды.Проблема изучения формирования образа государства (в частности России) как мировой энергетической державы выходит на первый план во многих отечественных и зарубежных исследованиях. Это во многом обусловлено возросшим интересом к Российской Федерации в свете беспрецедентного за последние десятилетия роста цен на углеводороды и соответствующего усиления влияния России. В связи с экономическим кризисом цены на углеводороды заметно снизились, но экспорт энергетических ресурсов по-прежнему остается основной статьей дохода российской экономики.

Россия является одним из ведущих энергетических государств и претендует на роль энергетической сверхдержавы. В ее недрах сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 23% угля, 14% урана, 13% нефти. Роль ТЭК в экономике страны всегда была велика: энергетика обеспечивает жизнедеятельность других отраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Федерации и экономических регионов, формирование доходной части федерального бюджета. В течение всего переходного периода энергетика являлась своеобразным «донором» экономики России. В контексте данной ситуации возник вопрос о создании условий для нормального функционирования ТЭК и недопущении того, чтобы Россия стала сырьевым придатком для стран Запада, поскольку на данный момент наша страна видится другими участниками международных отношений как сырьевая база, или как конкурент за рынки сбыта энергоресурсов. Все перечисленные аспекты ставят перед Россией задачу формирования образа мировой энергетической державы, а также реального соответствия этому образу.

Для того чтобы проанализировать проблемы формирования образа России как мировой энергетической державы, необходимо дать определение этому понятию. Опираясь на существующие определения понятия мировая держава, можно дать следующую трактовку понятию мировая энергетическая держава: это государство, обладающее значительными запасами ресурсов, имеющее возможности для осуществления постоянной добычи и глубокой переработки сырья, способное обеспечить бесперебойные поставки государствам-партнерам в энергетической сфере, являющееся полноправным субъектом рынка энергоресурсов, и, следовательно, способное оказать влияние на основополагающие процессы в области энергетики.

Рассмотрим подробнее компоненты, из которых складывается понятие мировая энергетическая держава. Во-первых, государство, претендующее на статус энергетической державы, должно проводить такую энергетическую политику, которая бы соответствовала данному образу.

Необходимо отметить, что существует ряд проблем, которые могут послужить препятствием на пути к становлению России как мировой энергетической державы. Российская нефтяная политика обладает рядом присущих только ей особенностей, среди которых: жесткое выяснение отношений между лицами нефтедобычи, роль государства в энергетическом секторе и установление прямого государственного контроля во всех сферах энергетики, проблема привлечения иностранных инвестиционных источников и вместе с тем недопущение вторжения и влияния государств-инвесторов в  российскую экономику. (1)

Существуют и положительные тенденции в энергетической политике нашего государства, способствующие формированию образа России как мировой энергетической державы, среди которых нужно отметить: реализацию плана мероприятий по реформированию электроэнергетики, повышение энергоэффективности, внедрение возобновляемых энергоисточников и местных видов топлива. (2)

Во-вторых, основополагающую роль в формировании образа России как мировой энергетической державы играют положительные перспективы развития энергетической дипломатии, которые наблюдаются в нашей стране в последнее время. Также идет процесс формирования правовой базы и механизмов реализации энергетической дипломатии, среди которых нужно отметить: основополагающий документ в данной сфере – “Энергетическая стратегия России. Основные положения”(3), импорт технологий, привлечение финансирования, а также выход на новые рынки сбыта, развитие и функционирование таких российских проектов как «Сахалин-2», разработки по реализации проекта «Северный поток», восточно-сибирский нефтегазовый комплекс и другие.

В-третьих, необходимо обратить внимание на государственные механизмы, используемые для формирования образа России как мировой энергетической державы, которые в первую очередь должны быть направлены на модернизацию и реструктуризацию технологической базы ТЭК и изменение структуры потребления и размещения топливно-энергетических ресурсов. Приоритетными направлениями в данной сфере являются: разработка новых месторождений, строительство новых нефтехимических производств. Также необходимо отметить, что одним из важнейших факторов формирования образа России как мировой энергетической державы является внедрение возобновляемых источников энергии в российскую энергетику. Данные направления являются особенно важными, поскольку с наступлением нового тысячелетия новые научные разработки стали носить основополагающий характер для успешного укрепления энергетического потенциала страны.

Вместе с внешнеполитическим аспектом проблемы формирования образа Российской Федерации как мировой энергетической державы, существует еще и другая сторона вопроса, которая заключается в восприятии государством самого себя. В то же время значение восприятия данного образа России гражданами самой России не уступает внешнему аспекту данной проблемы, так как именно его содержание во многом определяет дальнейшее формирование заданного образа. Отечественными исследователями Киселевым и Смирновой была разработана Я-концепция государства, в рамках которой они отмечают, что огромную значимость имеет исследование того, как субъект воспринимает себя, свое место в сообществе государств, т.е. речь идет об идентичности государства. Образ «Я» как участника международных отношений» является одной из форм восприятия акторов на международной арене и способствует переработке информации, ориентировке в окружающей действительности. (4) Данная концепция явилась теоретическим обоснованием социологического исследования, посвященного восприятию России как мировой энергетической державы гражданами нашей страны.

В ходе построения структуры исследования, мной были отобраны следующие свойства, на основе которых базируются аналитические выводы, основанные на массиве полученной информации: восприятие жителями России внешней политики властей в энергетическом секторе, уровень информированности граждан в сфере энергетики, уровень информированности граждан относительно внешней и внутренней политики России в области энергетики, мнение граждан по поводу наиболее перспективных энергоресурсов для России, мнение граждан касательно недостатка информации о деятельности российского правительства в области энергетики,  восприятие жителями политики нашего государства в области экономии энергоресурсов.

В ходе проведенного исследования выяснилось, что респонденты испытывают наибольший недостаток информации о стратегических целях руководства страны. Следовательно, жители Москвы недостаточно четко представляют себе дальнейшее поведение России на международной арене в энергетической сфере, и не имеют четкого образа восприятия своей страны в данном секторе.

По результатам исследования можно также судить о том, что у России есть все шансы стать мировой энергетической державой, по мнению большинства респондентов, но на данный момент страна не обладает таким статусом. Значительная часть респондентов связывает становление России как мировой энергетической державы с общим экономическим подъемом страны, который наибольшее количество респондентов считают таковым по сравнению с общим экономическим упадком 90-х годов. С другой стороны, экономическая ситуация в стране за последнее десятилетие действительно улучшилась, вопрос заключается в том, когда улучшение экономической ситуации затронет реструктуризацию и модернизацию ресурсоперерабатывающей отрасли.

Проведенное социологическое исследование показало, что респонденты недостаточно информированы об отраслях энергетики, а недостаточная информированность в энергетической сфере не способствует формированию образа страны в данном аспекте.

Также в ходе проведенного исследования выяснилось, что большинство респондентов считают, что запасов нефти, газа и угля хватит надолго, следовательно, образ России как сырьевого придатка, который обладает бесконечным запасом невозобновляемых энергоресурсов преобладает в сознании жителей московского мегаполиса.
По результатам исследования  можно сделать вывод о том, что меньше половины респондентов имеют представление о том, в каком направлении нужно двигаться России, чтобы обрести статус мировой энергетической державы, а значительная часть респондентов, в свою очередь, имеет низкий уровень информированности как в энергетической сфере, так и об общих экономических механизмах и значении экспорта энергоресурсов для экономики России в целом на данном этапе.

Полученные в ходе исследования данные позволяют также судить о том, что цель энергосберегающей политики государства большинством респондентов оценивается адекватно, поскольку в качестве конечной цели респонденты видят экономию расходов топливно-энергетических ресурсов, но небольшой процент респондентов все же видят конечную цель внутренней энергетической политики России в лоббировании меркантильных интересов властей, что способствует формированию отрицательно окрашенного образа России в энергетической сфере.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате проведенного исследования была обоснована положительная тенденция в формировании образа России как мировой энергетической державы в глазах граждан нашей страны.

Проблема формирования образа России как мировой энергетической державы относится к классу сложных, многоуровневых проблем, и, следовательно, требует тщательного и детального изучения. Именно поэтому наряду с количественным социологическим исследованием было проведено также и личное неформализованное экспертное интервью, основной целью которого является уточнение интерпретации социальных явлений и процессов.
В ходе анализа данных, полученных с помощью экспертного интервью, были выявлены некоторые закономерности в ответах и четко прослежена тенденция, заключающаяся в «разделении» экспертов на два лагеря. Респонденты, которые оценивают перспективы становления России как мировой энергетической державы отрицательно,  указывают на тот факт, что Россия либо испытывает жесткое давление со стороны других стран мирового сообщества, либо вообще не имеет перспектив стать мировой державой. Респонденты, которые оценивают перспективы становления России как мировой энергетической державы положительно, отмечают, что страна имеет огромный ресурсный потенциал и налаженные механизмы экспорта энергоресурсов, поэтому дальнейшее продвижение по намеченной стратегии даст России возможность утвердиться в статусе мировой энергетической державы.
Нужно отметить, что абсолютно все респонденты отмечают необходимость реструктуризации и модернизации энергетического сектора России, а также указывают на необходимость изменения характера внешней политики Российской Федерации, поскольку в независимости от эпитетов, которыми они наделяли желаемую внешнюю политику, все респонденты признают ее фрагментарный характер  и нечеткие формулировки на данном этапе развития. Необходимо отметить, что в ходе исследования была получена эксклюзивная информация, с помощью которой удалось более детально погрузиться в проблему, уточнить определение мировой энергетической державы, и сделать научно-обоснованные выводы по поводу перспектив формирования образа России как мировой энергетической державы.

В заключение отметим, что из-за нестабильного состояния, в котором находилась Россия в начале 90-х годов XX века, нашей стране сложно было сразу стать полноправным субъектом рынка энергоресурсов, а тем более претендовать на статус мировой энергетической державы. Но, несмотря на это энергетическая политика России сегодня базируется на принципах, которые уже устоялись в мировой практике и применяются всеми ее основными конкурентами. На сегодняшний день в работах, посвященных перспективам становления России как мировой энергетической державы преобладает мнение о том, что, претендуя на формирование подобного образа необходимо обеспечивать странам-партнерам стабильность, предсказуемость энергетической политики, ставить целью не регулирование всех существующих энергетических рынков, а делать упор на реинвестирование доходов от сырьевого экспорта в модернизацию ресурсоперерабатывающего сектора. В ходе проведенных исследований выяснилось, что население России не проявляет должного интереса к энергетической сфере, что отрицательно сказывается на формировании образа России как мировой энергетической державы. Но данные, полученные в результате проведенного анализа экспертов, представляют большую ценность для дальнейшей разработки темы исследования, и во многом отражают картину восприятия ситуации, характерную для основных научных источников, посвященных проблемам формирования образа России как мировой энергетической державы.

Формирование данного образа России в глазах мирового сообщества ставит перед руководством нашей страны ряд непростых задач, требующих значительных затрат. При правильной реализации стратегии энергетической безопасности, делая упор на последовательное осуществление внешней энергетической политики, Россия имеет все шансы укрепить свою роль в качестве энергетической державы и стать полноправным субъектом рынка энергоресурсов, поднять свой международный авторитет путем умелого использования положения в мире как великой энергетической державы, а также политического влияния в некоторых регионах для укрепления данного образа.

1.    Портнягина И.И. Энергетическая геополитика Российской Федерации: роль Каспийского региона // Автореф. дисс. на получение научной степени кандидата политических наук. М., 2007.
2.    Доклад директора Департамента ТЭК Минпромэнерго России А.Б. Яновского, 13 апреля 2007 г., форум Россия – Германия.
3.    Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.  http://www. mintopenergo.ru/
4.    Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Динамика образа государства в международных отношениях. — СПб. 2006

Елизавета Ворожбицкая 
Источник: Геополитика.Ру

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *