США переформатируют свою «бензоколонку» — Большой Ближний Восток

На закономерное для геополитики США стремление осуществить переорганизацию и переструктурацию Большого Ближнего Востока, указывает в статье, опубликованной в KM news, российский политолог Юрий Крупнов.

Цель – всё та же: утвердить на пространстве от Алжира до Китая, то есть в главной для себя после Америки части мира, ещё более контролируемые и дееспособные в заданных им рамках режимы.

Большой Ближний Восток (The Greater Middle East, ББВ) – это спроектированный тридцать лет назад американскими дипломатам и военными макрорегион, включающий гигантское пространство от Северной Африки до границ Индии и РФ. В ББВ, между прочим, после развала СССР была включена и бывшая советская Средняя Азия и Кавказ.

Концепция проекта ББВ возникла сразу после ввода СССР в Афганистан в декабре 1979 года Ограниченного контингента Советских Войск, последовавшего за Апрельской (Саурской) революцией в Афганистане в апреле 1978 года и антишахской Исламской революцией в Иране в феврале 1979 года.

В ситуации выхода российских военных на границы Ирана и Пакистана и неожиданно канувшего в небытие ключевого партнера США – шахского режима Ирана — в ключевой зоне своего импорта углеводородов,

США приступили к структурации жизненно необходимой для них территории Персидского залива.

Именно тогда родилась официальная «Доктрина Картера»: США следует рассматривать любую угрозу со стороны СССР нарушить снабжение себя нефтью из Персидского залива как causus belli — повод к войне.

Тогда же Картер под обеспечение своей доктрины инициировал создание Сил быстрого реагирования США (Rapid Deployment Joint Task Force), из которых к концу 1980-х годов выросло Центральное Командование вооруженных сил США (USCENTCOM, Centcom).

Затем, с начала 1990-х годов с появлением данных о значительных запасах углеводородов Каспия и Северной Африки и после операции «Буря в пустыне» эти два региональных «крыла» были «добавлены» к Персидскому заливу и окончательно сформировался новый географический факт ББВ.

Новая реалия была «научно» закреплена в солидной монографии Дж. Кемпа и Р. Харкави «Стратегическая география и меняющийся Ближний Восток», где авторы включили в ББВ уже и Афганистан с Пакистаном, государства Средней Азии и Кавказа.

Значение ББВ за эти тридцать лет только нарастало. По официальным прогнозам Министерства энергетики США, к 2025 году уже две трети всей нефти будут импортироваться в США именно с ББВ. Не случайно, под обслуживание этой американской «бензоколонки» с «персоналом» примерно в 600 миллионов человек «заточены» главные силы военной машины США за рубежом, а непосредственно в Афганистане, Ираке и на Аравийском полуострове дислоцируется на постоянной основе более 200 тысяч только американских военных (не считая натовских и вооруженных сотрудников частных военных компаний – ещё порядка 150 тысяч), построено более 10 крупнейший военных аэродромов и несколько мощнейший портов для ударных сил ВМФ США.

Вторжение США и НАТО в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году было структурацией восточной части ББВ. Теперь пришла пора структурации западной части этого искусственного макрорегиона.

Ливия здесь отличается от Туниса и Египта только тем, что лидер Джамахирии «не слышит» или «не понимает» ясных сигналов уйти со сцены.

Запад во главе с США усердно работает на смену режимов по всему большеближневосточному пространству – в ББВ нужна новая удостоверенная лояльность региональных руководителей для контроля трубопроводов и беспрепятственной перекачки нефти и газа в «правильных» направлениях.

Перед нами прописанный ещё 10 лет назад Робертом Купером (на тот момент помощником министра обороны и заморских дел Великобритании) «новый вид империализма, приемлемый для мира прав человека и космополитических ценностей… Империализм, который, как и любой империализм, нацелен на привнесение и обеспечение порядка и организации, но который зиждется на принципе добровольности».

Куперовский «новый вид империализма» возникает из задачи высшего мира немногих постмодерновых государств организовывать свою гегемонию над миром государств домодерновых (допотопных, низших), выдавая послушным из них ярлык на княжение и «добровольный» переход в лигу модерновых государств.

В эту большеближневосточную переустановку по созданию нового — демократического и добровольного вида – империализма в качестве «асфальта» включены все – даже Израиль и, возможно, Саудовская Аравия, форпосты США в регионе в течение десятилетий.

Умницы-американцы не только переструктурируют и переформатируют ББВ, они ещё по ходу дела оперативно и с завидной креативностью решают перезревшие и тяжелейшие проблемы, — прежде всего, возобновление тридцать лет назад полностью разорванных отношений с Ираном, сопровождаемое приручением Ирана. Американцы интенсивно наводят с последним мощным государством ББВ мосты.

По ходу дела США также решают и множество других важных задач.

Дрессируют безвольную Европу, заставляя Евросоюз рычать на дестабилизированные государства ББВ, хотя для Европы усиление влияния США в той же Северной Африке означает ещё больший контроль со стороны США за транспортировкой углеводородов в Европу и за самой Европой.

Наконец, США усиливают контроль за Северной Африкой, чтобы поставить заслон вездесущему Китаю, который миллиардом тончайших ручейков формирует полноводную великую реку уже не только в Латинской Америке, но и Африке, да и южной Европе.

США занимается созданием бензоколонок и оплетанием Земного шара трубопроводами — под свои рекордные нужды. А страны, которая могла бы организовывать в других странах не перевороты и смены режима, а развитие, — пока нет. Место лидера мирового развития вакантно.

А США продолжают переформатировать Большой Ближний Восток.

По материалам:  «Нефть России»

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *