Американские «пряники» для Ташкента и Душанбе. Хиллари Клинтон готовит пути отхода из Афганистана, который, при этом, претендует на земли соседей

Американская политика в регионе преследует вполне прагматичную цель: обеспечить максимально возможную лояльность северных соседей Афганистана в условиях сворачивания присутствия западного контингента в этой стране.Выразительным жестом, знаменующим новый курс Вашингтона, стало недавнее решение администрации Обамы возобновить военную помощь Ташкенту, которая была остановлена после кровопролития в Андижане в 2005 году.

Встречаясь с Каримовым, г‑жа Клинтон обсудит пакет выгодных предложений по сотрудничеству с Ташкентом, предполагающих, что узбекский бизнес получит преференции для работы в северных провинциях Афганистана — там, где традиционно сильно влияние узбекского меньшинства. Хиллари Клинтон наверняка попытается и примирить друг с другом лидеров Узбекистана и Таджикистана, неприязненные взаимоотношения которых не дают американцам создать необходимую инфраструктуру по обеспечению безопасного вывода контингента. Но успешное решение этой задачи выглядит еще более трудным делом, чем умиротворение Афганистана.

По материалам  Аркадий Дубнов Московские новости

При этом Афганистан желает прирасти новыми территориями за счет всех своих соседей. Об этом открыто заявляют уже и официальные лица. 

Однако пока Кабул не требует проведения демаркации границ с Ираном и Пакистаном из опасений, что власти этих стран попросят со своей территории миллионы афганских беженцев, появление которых на родине вызовет в Афганистане гуманитарную катастрофу.

Там есть два фактора, влияющие на нестабильность — это линия Дюранда и поддержка идеи создания Пуштунистана.

Афганистан также выдвигает основные претензии бывшим советским республикам — Таджикистану, Узбекистану и Туркмении.

Основанием для выдвижения территориальных претензий стало то, что якобы пограничные реки Пяндж и Амударья заметно изменили свое русло. И в результате часть территории Таджикистана, Узбекистана и Туркмении оказалась на левом, афганском берегу. А это значит, что Афганистан, согласно действующим международным договорам, действительно может претендовать на эти земли.

Бывшие советские республики Средней Азии, даже передав часть своей территории афганскому соседу, не могут быть уверены в том, что Кабул не выдвинет новые, на этот раз исторические претензии.

Достаточно в этой связи указать на территориальный спор Узбекистана с Афганистаном, который восходит еще ко временам существования Бухарского эмирата. И узбекские власти не могут полностью игнорировать афганские претензии. Достаточно вспомнить о том, что, согласно утверждениям защитников режима Каримова, Андижанский мятеж 2005 года во многом был инспирирован с территории Афганистана.

Следует заметить, что желание передвинуть границы по странному совпадению произошло в тот самый день, когда госсекретарь США Хиллари Клинтон неожиданно прибыла в Кабул с незапланированным визитом, чтобы встретиться с высшим руководством Афганистана.

Нельзя исключать, что уже в среднесрочной перспективе выдвигаемые Афганистаном территориальные претензии станут отправной точкой для нагнетания серьезной напряженности в регионе.

По материалам  Сергей Балмасов pravda.ru