Геополитика газа и сирийский кризис

Пойдут ли трубопроводы в направлении Европы по географическим параллелям, из Ирана и Ирака на средиземноморское побережье Сирии, или же возобладает меридиальное направление за счет поставок из Катара и Саудовской Аравии через Сирию и Турцию?

Понимая, что буксующий Nabucco, как и весь Южный коридор, обеспеченные запасами одного лишь Азербайджана, никак не смогут уравновесить российские поставки в Европу или сорвать строительство «Южного потока», на Западе торопятся заместить их ресурсами стран Персидского залива. Сирия оказывается ключевым звеном на этом пути, и она склоняется в пользу Ирана и России, а потому режим в ней, решили в западных столицах, следует изменить. Борьба за «демократию» — это ложный флаг, выброшенный для прикрытия совершенно иных целей.

Нетрудно заметить, что мятеж в Сирии стал разрастаться два года назад почти синхронно с подписанием 25 июня 2011 года в Бушере меморандума о строительстве нового газопровода Иран – Ирак — Сирия… Его длина должна составить 1500 км от Ассалуэха на крупнейшем в мире газовом месторождении Северный купол — Южный Парс (поделено между Катаром и Ираном) до Дамаска. По территории Ирана протяженность газопровода составит 225 км, Ирака — около 500 км, Сирии — 500-700 км. Впоследствии возможно его продление по дну Средиземного моря в Грецию. Рассматривается также вариант поставок сжиженного газа в Европу через сирийские средиземноморские порты. Размер инвестиционных вложений в проект составит 10 миллиардов долларов. 

Этот трубопровод, получивший название «Исламская магистраль», должен был войти в строй в период между 2014 и 2016 годами.

Сирии появление иранского газопровода было бы крайне выгодно. Европе от него тоже хуже бы не стало. 

Но не довольны поставщики газа в Персидском заливе, а также претендующая на роль мирового транзитера №1 Турция, поскольку они остались бы в этом случае не у дел.

Суннитские державы также смотрят на «Исламскую магистраль» под углом зрения межконфессиональных противоречий, рассматривая ее как «шиитский газопровод из шиитского Ирана через территорию Ирака с шиитским большинством и по территории дружественной к шиитам Сирии алавита Аль-Асада». Как пишет известный исследователь энергетических проблем Ф. Уильям Энгдаль, эта геополитическая драма усиливается тем, что газовое месторождение «Южный Парс» находится точно на границе в Персидском заливе между шиитским Ираном и суннитским Катаром. При этом миниатюрный Катар, несопоставимый по мощи с Ираном, активно использует свою связь с военным присутствием США и НАТО в Персидском заливе. 

Арабская газета Al-Akhbar приводит информацию, согласно которой существует одобренный администрацией США план создания нового трубопровода для транспортировки катарского газа в Европу с участием Турции и Израиля. Мощность такого трубопровода не указывается, но предположительно, с учетом ресурсов Персидского залива и Восточного Средиземноморья, она может превысить и «Исламскую магистраль», и Nabucco, бросая прямой вызов российскому «Южному потоку». 

Этот новый газопровод должен начаться в Катаре, пересечь саудовскую территорию, затем территорию Иордании, обойти стороной шиитский Ирак и достичь Сирии. В районе Хомса трубопровод должен разветвиться в трех направлениях — Латакии на сирийском побережье, Триполи на севере Ливана и Турции. Хомс, где тоже есть запасы углеводородов, является «главным перекрестком проекта», и ничего удивительного, что именно в окрестностях этого города и «ключа» от него – города Эль-Кусейр ведутся сейчас самые ожесточенные бои. Здесь решается судьба Сирии. 

По материалам Фонд стратегической культуры