Большая газовая игра вокруг Сирии

Последние пять лет стали свидетелями обнаружения в Восточном Средиземноморье колоссальных кладовых энергии – в Левантийском бассейне, расположенном вдоль берегов Сирии, Ливана, Израиля, Газы и Кипра, и в Нильском бассейне на севере Египта. По данным предварительных геологических исследований, Левантийский бассейн содержит 3,5 триллиона кубометров (ткм) газа и 1,7 миллиарда барреля (мб) нефти. В Нильском бассейне заключено 6 ткм газа и 1,8 мб нефти.

Энергетическая жила предсказуемо стала причиной конкурентной борьбы за ресурсы и право их доставки до привилегированных потребителей.

Согласно оценкам в одной только Сирии разведанные доказанные запасы газа насчитывают 284 миллиарда кубических метров, нефти – 2,5 мб, горючих сланцев – 50 миллиардов тонн, с возможностью дальнейших открытий. Почти вся сирийская нефть экспортировалась в Европейский Союз (ЕС).

25 июня 2011 года в иранском портовом городе Бушер был подписан Меморандум о взаимопонимании, посвящённый строительству газопровода с иранского газового месторождения «Ассалуе» через Ирак и Сирию. Газопровод стоимостью строительства 10 миллиардов долларов и проектной мощностью 110 мкм/д был ориентировочно распределён между Ираком, Сирией и Ливаном. Через подводную ветку было предложено протянуть его до Греции, а оттуда – на рынки Европы. Названный «Исламским газопроводом», он должен был дополняться экспортом сжиженного природного газа (СПГ) из сирийских портов на Средиземном море. Латакия и Тартус – два основных сирийских порта.

Катар является владельцем третьих по величине запасов газа после России и Ирана, оцениваемых в районе 25 ткм. Бо́льшая часть его газового экспорта идёт в форме СПГ. На продажах катарского СПГ отрицательно скажется добыча сланцевого газа в США, поэтому Катар старается обезопасить себя долгосрочными контрактами на поставку газа в европейские страны через газопроводы. ЕС обеспечила себя импортной энергией до 2030 года, и теперь ищет надёжные объекты для инфраструктурных инвестиций на будущее после этого момента. Проект трубопровода «Набукко» из восточной части Турции в Австрию застопорился по причине недостаточности имеющегося для него газа.

Именно в этом контексте был выдвинут проект нового трубопровода для катарского газа.

Сирия – ключевое звено в конкурирующих проектах обоих трубопроводов, начинающегося в Иране и начинающегося в Катаре. Будущее мировой газовой системы в значительной степени зависит от того, выживет ли правительство Асада или произойдёт смена режима. Катар – не единственный среди выигравших от трубопровода. Помимо транспортировки катарского газа, он даёт ещё три самостоятельных результата. Он вырвет Турцию из зависимости от иранских поставок, серьёзно ограничит близкое к монопольному положение России в качестве поставщика газа в Европу и облегчит газовый экспорт в Европу Израиля.

Подробнее здесь перевод для MixedNews