«Морской узел» Каспия

Споры, касающиеся Каспийского моря, идут, прежде всего, вокруг его ресурсов, которые оцениваются не однозначно. Одни эксперты называют каспийскую углеводородную кладовую «богатейшей», другие утверждают, что ее глобальное значение во многом мифологизировано. В настоящий момент разведанные каспийские запасы газа составляют 3,1 триллиона кубометров, нефти — 2,95 млрд тонн. Цифры серьезные, однако бледнеют на фоне потенциала крупнейшего нефтегазоносного района мира, каким остается Ближний и Средний Восток. Пока что каспийский вклад в мировую добычу составляет всего около 2,5 %. Но все же это — нефть!

Под магией лозунгов геополитики европейский альянс дал понять, что намерен вмешаться в сферу компетенции стран каспийского бассейна, проложить по дну моря Транскаспийский газопровод. Но как осуществить эти красивые мечты в жизнь? Дно моря пока что принадлежит всем и никому, оно, как и акватория, до сих пор остается не разграниченным из-за различных позиций «пятерки», и кто знает, когда будет найден консенсус!

Самая чувствительная из всего конфликтного набора – идея прокладки трубопровода. Хозяев моря пятеро, и если двое из них горят желанием реализовать транскаспийский проект, то другие, по крайней мере, Россия и Иран, категорически против этой затеи и вряд ли смягчатся на ее счет. Казахстан пока ведет себя сдержанно, но экономический соблазн силен.

Корректирует свои позиции в отношении Каспия и Россия. Изначально она предлагала принцип кондоминимума (совместного пользования морем), но не нашла поддержки каспийских партнеров. Затем был предложен принцип «точечной юрисдикции». Москва все настойчивее делает акцент на экологической составляющей, которая, по привычке, не считается приоритетной.

Каспий – замкнутый водоем, случись беда, мало не покажется – экологическая катастрофа неминуема.

Подробнее ИА Инфорос