Е.Сатановский: Что на кону новой «большой игры» вокруг Афганистана

Вопрос о том, что будет происходить на территории Афганистана после вывода американских войск, по мере приближения этого времени становится все более актуальным для северных соседей Кабула.

Туркменистан по запасам природного газа входит в первую четверку стран мира (после России, Ирана и Катара). В настоящее время его экспорт осуществляется только в Россию, Китай и Иран. Однако в Ашхабаде надеются, что продвигаемый Евросоюзом проект Транскаспийского газопровода (ТКГ), являющегося частью «Южного газового коридора», соединит туркменский и азербайджанский берега Каспия, позволив экспортировать газ через Азербайджан и Турцию в страны ЕС.

Первоочередными задачами нефтегазового комплекса, поставленными президентом Бердымухаммедовым, являются начало строительства в 2015 году газопровода Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ), а также завершение в 2016-м прокладки республиканского газопровода Восток – Запад от Галкыныша до Каспия (что позволит закольцевать газовые месторождения страны в единую газотранспортную систему) и сооружение четвертой ветки (ветки D) газопровода Туркменистан – Китай.Россия снижает до минимума объем покупаемого в Туркменистане газа в 2015 году из-за падения спроса в Европе при значительных объемах собственного уровня добычи. Сейчас «Газпрому» из Туркменистана поставляется 10–12 миллиардов кубометров, но весной Россия вполне может начать сокращать закупки, вплоть до полного отказа от них. В балансе монополии на 2015 год туркменский и узбекский газ пока фигурирует, но решение отказаться от закупок, если не будет снижения цены, по мнению экспертов, уже принято.

Источники утверждают, что Иран в ближайшее время откажется от туркменского газа. Он закупал газ для севера страны, в основном для частных домохозяйств. Сейчас иранцы нарастили добычу газа, подтянули трубы с юга и переключились на собственные источники. Поскольку санкции ООН с ИРИ в настоящее время снимаются, то иранский газ, на который западным сообществом делается ставка в противовес российским поставкам, может пойти в Европу, в том числе как альтернатива туркменскому. Что превращает Тегеран в прямого конкурента Ашхабаду. Аналогична ситуация с рынком Китая.

Пекин, который не только построил трубопроводы из Туркменистана за свой счет, но и выделил стране деньги для разработки месторождений и большое количество займов на другие цели, назначил достаточно низкую цену за газ и новых кредитов Ашхабаду не выдает. В результате газовая «независимость» Туркменистана от России привела к его полной зависимости от Китая.

Военно-политическая ситуация в Афганистане исключает возможность строительства ТАПИ на практике. В перспективе исламисты готовятся к захвату плацдарма за пределами Афганистана.
Подробнее здесь