Египетское открытие Zohr вкупе с крупными месторождениями в Израиле и Ливии дает возможность организовать на Кипре хаб, с которого через LNG-терминалы будут доставлять огромные объемы газа в Южную Европу. Впрочем, эксперты сильно сомневаются в том, что поставки газа из месторождений Средиземного моря пошлют Газпром в нокаут.
В этом году Египет испытает настоящий дефицит газа. По данным министерства нефти Египта, его добыча составит 44 млрд. кубометров. Потребление — около 60 млрд. Поэтому Каир впервые был вынужден обратиться к иностранцам за помощью и подписать пятилетний контракт на плавающий LNG-терминал с норвежской компанией Hoegh LNG of Norway, куда планируют доставлять сжиженный газ от российского Газпрома и алжирской Sonatrach. Впрочем, такой вариант не спасет Египет в будущем. Ежегодное потребление голубого топлива в стране растет на 5%. И это не предел. Разработка нового египетского месторождения спасет страну, но не оставит почти ничего на экспорт в Европу. Eni обещает запустить Zohr в разработку через 2-3 года. Уровень добычи — до 25 млрд. кубометров в год. При нынешних потребностях и темпах роста самому Египту понадобится не менее 20 млрд.
В настоящем шоке от египетского открытия — Израиль. За последнее десятилетие в его секторе Средиземного моря открыли несколько месторождений с потенциальными запасами почти в триллион кубометров. Часть газа планировали экспортировать в Египет. Поэтому открытие месторождения Zohr повергло в шок жителей Святой земли.
Впрочем, надежды на то, что огромные объемы газа из израильских месторождений направят в Европу, тоже немного. Во-первых, потому что по действующему законодательству из Святой земли могут экспортировать не более 40% голубого топлива внутренней добычи. При этом, по прогнозу израильского правительства, потребление газа в стране будет стремительно расти — с нынешних 8 млрд. кубометров до 29 млрд в 2040 году. За это время Израиль планирует потребить около полтриллиона кубометров. И хватит ли на это только израильских запасов — вопрос. Дело в том, что из всех крупных открытий в Средиземном море подтверждено только одно: месторождение Tamar, на котором добыча уже идет.
Leviathan — то месторождение, газ из которого израильтяне и планируют направить на экспорт. Сейчас его потенциальные запасы оценивают в 621 млрд. кубометров. До египетского открытия его называли крупнейшим в Средиземном море. Однако. Запасы Leviathan еще необходимо подтвердить и освоить, а израильское правительство уже больше года не согласовывает его освоение и разработку оператору проекта — американской компании Noble energy. Куда пойдет газ из Leviathan? В американской Noble energy планируют экспортировать в соседние регионы — Палестину, Иорданию, Ливан и, возможно, Турцию и Грецию. Иордания — главный претендент.
Если предположить, что с освоением израильских и египетских месторождений все сложится успешно, то ежегодная добыча из Средиземного моря увеличится на 35 млрд. кубометров в год. Из них 15 млрд. с учетом ограничений и уже заключенных контрактов и меморандумов смогут направить на экспорт в Европу. Возможно, египетский рост потребления не будет таким значительным и общий объем поставок в ЕС вырастет до 20 млрд. Увы, но больше в ближайшее 5 лет средиземноморской добыче предложить пока нечего.
Добыча газа в Европейском союзе снижается. К 2018 году, по прогнозам европейской ассоциации Eurogas, она упадет на 40 млрд. кубометров — до 200 млрд. Дефицит газа в ЕС составит более 200 млрд. кубометров ежегодно. По данным Eurogas, потребление до 2035 года может варьироваться от 400 до 600 млрд. кубометров. Понятно, что поставки газа с новых месторождений в Средиземном море позволят закрыть «брешь», но никак не подвинуть «Газпром» на европейском рынке с его 30% долей. Для этого необходимы новые проекты и инвестиции. Но при нынешних ценах на нефть и газ эксперты настроены скептически к глубоководным проектам в Средиземном море. Слишком высока себестоимость добычи.
По прогнозу Газпрома, средняя цена газа для стран ЕС зимой составит $221 за тысячу кубометров. Газ с месторождения Zohr после доставки, сжижения-разжижения стоил бы уже около $300. Для прагматичной Европы это слишком дорого — даже, если речь идет о снижении зависимости от России. Подробнее здесь